Капризы и упрямство » КГКП "Ясли сад №185"
Коммунальное государственное казенное предприятие
«Ясли-сад №185»
Управления образования города Алматы
Заведующий:
+7(727) 383-86-88
Методист:
+7(727) 392-77-92
Версия для
слабовидящих
» » » Капризы и упрямство
13
октябрь
2020

Капризы и упрямство

Капризы и упрямство   

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению.

КАПРИЗЫ это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев и как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. 

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы.

Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления: ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает йогами, ложится на пол и кричит.

Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. Ребенка поднимают с пола, уговаривают, утешают. «Нервный мальчик! Надо быть с ним помягче, не травмировать его», — думают взрослые, ругая себя за допущенную требовательность, ставшую причиной этого «нервного» взрыва.

Прежде всего, взрослым нужно изменить своё привычное поведение, постараться вырваться из зависимости от капризов ребенка. Позиция родителей должна стать более твердой. Малыш, хотя и с опозданием, усвоит, что нельзя — это нельзя, а надо — это надо, что отказ от чего-то совсем не означает, что ему тут же предложат что-то взамен.


ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПРИОДОЛЕНИЯ УПРЯМСТВА И КАПРИЗНОСТИ У ДЕТЕЙ:

- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. 

- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете. 

- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают. 

- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении. 

- Очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них. 

- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести. 

- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно. 

- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится. 

- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета". 

Большинство родителей уступают желаниям ребенка, тем самым закрепляют 

капризность, как форму поведения.

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

- Постарайтесь уделять ребенку больше внимания по собственной инициативе, когда он не настаивает на этом. Если дети чувствуют, что их в семье любят, ценят, к ним прислушиваются, они не испытывают потребности привлекать к себе дополнительное внимание.

В предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами очень важно понять,  в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

Хвалите ребенка

- за поступок, за свершившееся действие. 

- начинайте сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. 

-  похвалите ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже

 - хвалите не хваля (пример: попросите о помощи, как у взрослого).

            Нельзя хвалить за то, что: 

 - достигнуто не своим трудом.

- не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

- из жалости или желания понравиться.

               Нельзя наказывать и ругать когда:

- ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к.   в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

- когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

- во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а   ребёнок не может надеть штанишки)

- после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)

 - когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.

- когда вы сами не в себе.

- если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том,  что совершённое действие вообще достойно наказания), т. е. наказывать "на всякий случай" нельзя. 

- за 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

- лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

- если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Когда ребенку что-то интересно, и он занят, он забывает капризничать. 

Дома следует поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то. При этом важно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельной деятельности, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает сам.  

 Стоит только приложить усилие и преодолеть привычку все делать за ребенка и предлагать ему уже в готовом виде — и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения. Чем содержательнее жизнь ребенка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остается на капризы.

В целом же, для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения самих взрослых, так как корни этих явлений лежат не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в ребенке бесполезно.