ВЕРШИНИНА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА, воспитатель, ОУД по экспериментированию «Чудесный камень - Магнит и его свойства»




Программные задачи: Сформировывать представления о магните и его свойствах (притягивает предметы из металла). Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную деятельность через эспериментирование с магнитом. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. Словарная работа: магнит, магнитные силы, пластмасса, железный, скрепка.
Материал: металлические и пластмассовые предметы, кусочки ткани, крупа, стеклянные (пластмассовые) стаканы с водой, скрепки, магниты по количеству детей. Компас.
Полингвальный компонент: су-вода-water, темір-железо –aiern(айэн) , магнит-магнит-moegnot.
Ход ОУД
Дети входят в группу, встают в круг.
Воспитатель:
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три - волшебство скорей приди! »
Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, куда мы сейчас попали?
Я вам сейчас загадаю загадку:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Ответы детей…
Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает»
Правильно, это магнит.
Ребята, а что такое магнит?
Да, это «железа маленький кусок, невзрачный, серенький брусок».
Он очень много хранит в себе секретов.
Беседа об использовании магнита человеком
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит?
Педагог:— Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
— Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа и использовать их для разных целей.
Но для каких целей используют люди магнит?
- Для этого нам нужно исследовать магнит, и познакомиться с его свойствами. Мы отправимся в удивительный мир магнита,и узнаем его секреты .
- Мы сегодня открываем исследовательский институт. Вы будете учеными-исследователями, я – научным руководителем.
Надеваем халаты и в путь!
Раз, два, три – мы в лаборатории посмотри.
-Давайте, вспомним правила поведения в лаборатории:
Дети индивидуально читают правила, по одному правилу - пять детей. Затем педагог еще раз прочитывает правила.
1.Не кричать.
2. Работать только на своем месте.
3. Не трогать без разрешения.
4. Не пробовать на вкус и брать в рот.
5. Соблюдать осторожность.
И сейчас мы разгадаем первый секрет:
1 опыт: «Все ли притягивает магнит? »
Полингвальный компонент: магнит-магнит-moegnot.(Ма/гнет)
(На столе лежат вперемежку предметы - пластмассовые палочки, лоскутки материи, металлические предметы). Дети с воспитателем исследуют по очереди предметы и говорят, что притягивается, а что нет. Металлические предметы откладывают отдельно.
Стук в дверь. Входит Золушка.
– Здравствуйте! Я вернулась с бала с одной туфелькой (показывает хрустальную туфельку), а мачеха приказала за ночь перебрать мешок крупы. А если не справлюсь, заберет туфельку. А она мне очень дорога. Помогите. Мне птицы рассказали о вашей лаборатории.
2 опыт: «Поможем Золушке перебрать крупу».
Полингвальный компонент: темір-железо –aiern(айэн)
На тарелочках гречка, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из гречки убираем.
Вывод двух опытов: Магнит действует -притягивает только металлические, железные предметы.
- Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки? (ответы детей.)
Шум за дверью. Входит матрос-пират.
- Здравствуйте! Я матрос с корабля капитана Врангеля. Наш корабль «Победа - беда» затонул. И я по просьбе капитана прошу вас помочь нам.
- Что ребята, поможем?
3 опыт: «Не замочи рук».
Полингвальный компонент: су-вода-water (вота)
У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как достать затонувший корабль со дна моря? Сейчас мы попробуем это сделать.
В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Воспитатель: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Вывод: Магнит действует-притягивает через воду и пластмассу, стекло.
- Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
4 опыт: «Танец скрепок».
Возьмем фанерку, на неё кладем пять скрепок, а под фанеркой поставим магнит. Двигаем магнит под фанеркой. Движения магнита, заставляют двигаться скрепки и они как будто танцуют.
Вывод: Магнит действует- притягивает и через картон, фанеру, бумагу.
Воспитатель: «А сейчас мы отдохнем и опять опыты начнем». Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физ. минутка. (Мир театра) «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
5 опыт: Экспериментирование с компасом
Воспитатель: Самая важная часть компаса, это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета: синяя стрелка показывает на север, а красная - на юг.
-- Ой, Я слышу, кто то плачет. Идет грустная Красная шапочка.
-- Я несла бабушке корзину с пирожками, и побежала за бабочками и так заигралась, что заблудилась. Как найти дорогу к бабушке не знаю. Но мама говорила, что она живет севернее нас. Где юг, а где север я не знаю? Как узнать?
-- Мы твоей беде поможем. Проходи, присаживайся.
- А хотите, мы с вами попробуем изготовить компас. Возьмите скрепку и натрите ее о магнит, натирать нужно строго в одном направлении, проведя по магниту не менее 20 раз. Внимание, обращаться со скрепкой нужно осторожно, чтобы не уколоться. Приступайте. (Работа детей).
-Положите намагниченную скрепку на пенопласт и опустите в воду, конец намагниченной стрелки будет указывать на север. Сколько бы вы не поворачивали диск, иголка все равно будет останавливаться в определенном направлении. Попробуйте повернуть диск и понаблюдайте что произойдет.
Дети: Стрелка возвращается и указывает на север.
Воспитатель: Давайте, сравним с настоящим компасом, что вы увидели?
Дети: Намагниченная стрелка компаса показывает в том же направлении что и намагниченная скрепка - на север. Значит, у нас получился настоящий компас.
Воспитатель: Вот как здорово, вы - настоящие изобретатели. И Красной шапочке помогли.
Малоподвижная игра: «Я - магнит, а вы предметы».
Называю предметы и дети на названия железных предметов подходят ко мне, а на остальные названия присаживаются.
Вопросы?
1. А как вы думаете, где используется магнит вообще? – дома:
Ответы детей - в наушниках, в телефонной трубке, в электро-звонке, держатель по периметру холодильника на дверце, на банковской карте, магнитные замки, в украшениях – браслет, ожерелье с магнитными застёжками. В производстве: в автомобилях, в вентиляторах, для поднятия тяжестей и т.д.
2.Характеристика магнита. Какой магнит?
3. Свойства магнита.
Вывод:
Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.
Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
А теперь лаборанты получают поощрения за прекрасно выполненные опыты.