"Экспериментируем дома"

Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами; показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.
Ход собрания:
Упражнение«Знакомство»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Прежде чем начать, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Назовите свое имя, как бы Вам хотелось, чтобы мы сегодня называли Вас, и дополните фразу:«Здравствуйте, мне приятно Вам сказать…»Вы вправе закончить фразу по своему усмотрению.
Словесная игра «Да - Нет»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да)
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать в нашей лаборатории. Сегодня мы вам предлагаем стать «исследователями» и поэкспериментировать.

Как показывает практика наряду с игровой для детей дошкольного возраста очень важной является и экспериментальная деятельность. Вместе с игрой эксперимент оказывается ведущим видом деятельности в развитии дошкольника
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский, говорил:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Знакомство с окружающим и детское экспериментирование неразрывны, и начинаются с рождения ребенка. Он наблюдает, знакомится, познает. Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Экспериментирование– это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Давайте с вами подумаем, когда же ребенок начинает экспериментировать?
- Вы всегда отвечаете на все вопросы своего почемучки? (Ответы родителей)
- С готовностью рассказываете ребенку о предметах которые заинтересовали его? (Ответы родителей)
- Позволяете исследовать свойства приглянувшегося объекта (разобрать, разломать с целью заглянуть внутрь предмета, бросить в воду и т. д.?
(Ответы родителей)
Педагог: Главное достоинство применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли пёрышко, если на него подуть?)
- внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
- речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лёд, значит, лёд в тепле растает).
Педагог: Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребёнок экспериментировал? (ответы родителей)
Для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться некоторых условий:
Родителям необходимо:
- Во-первых, самим быть любознательными.
- Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребёнок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
- В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований
- В-четвертых, не ругать ребёнка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
- В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребёнка.
С детьми4- 5 лет экспериментирование ведется в нескольких направлениях:
-живая природа; (растения, насекомые, птицы)
-неживая природа; (вода, снег, воздух, песок, дерево)
-физические явления; (цвет, магнит, свет)
-человек; (Орган обоняния. Орган осязания т .д)
-рукотворный мир.(стекло, резина, металл, пластмасса)
Правила безопасности при проведении домашних опытов
1. Застилать рабочую поверхность бумагой или полиэтиленом.
2. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.
3. При необходимости использовать перчатки..
Практическая часть.
Педагог: Сейчас мы вам покажем опыты которые вы можете провести с детьми дома.
1.Опыт «Вулкан»
Нам необходимо:поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.
Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан — для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.
Объяснение:Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
2. Опыт "Узоры на молоке"
Нам необходимо: молоко, пищевые красители, ушные палочки, моющее средство.
Наливаем молоко в тарелку. В произвольном порядке капаем разноцветные красители на поверхность молока. Берем зубочистку, окунаем ее кончик в средство для мытья посуды. Кончиком зубочистки (тем, который был предварительно смочен в мыльном растворе) касаемся красителя и наблюдаем, как капли краски начинают «разбегаться», образуя круги.
Объяснение: Это происходит потому, что жирная пленка на молоке разрушается от прикосновения мыльного раствора.
3. Опыт "Мы - фокусники"
Нам необходимо: вода, стакан, монета, магнит.
Возьмите стакан с водой, опустите в стакан монетку. - Как достать монетку из стакана с водой, не замочив руки? Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло? Монетка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, монетку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло?
Объяснение: Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
4. Опыт «Танцующая фольга»
Нам необходимо: фольга, ножницы, расческа
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Так же можно взять пластмассовую палочку и потереть её о шерстяную ткань. Полоски начнут "танцевать".
Объяснение: Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные элементы электрического тока.
5.Опыт «Лавовая лампа»

Нам необходимо:соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение:Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Проводят родители
Провела Лебаева Александра Юрьевна
1. Опыт «Утопи и съешь».
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.
Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?
Объяснение: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
Провела Фаст Анастасия Петровна
2. Опыт «Цветы лотоса»
Ход исследования.Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Объяснение: Вода впитывается в пористые предметы, которые в неё попадают.
Провела Забара Марина Викторовна
3. Опыт "Торнадо"
Нам необходима: вода, продолговатая прозрачная банка, синий пищевой краситель, блестки, моющее средство для посуды.

Ход исследования: налей в банку воду так, чтобы заполнить примерно 3/4 пространства, добавь пару капель жидкости для мытья посуды, краситель и блестки, закрути крышку и взболтай жидкость, раскручивая банку по спирали, центробежная сила создаст настоящую бурю в банке!
Провела Синицина Кристина Викторовна
4. Опыт " Магическая радуга из горячей воды и конфет"
Нам необходимо: конфеты скитлс, горячая вода.
Ход исследования: Кладете конфеты в кружок, льете на середину тарелки обычную воду и наслаждаетесь процессом. Через несколько секунд ребенок наглядно понимает, что такое краситель
Вывод: Уважаемыеродителивы наглядно убедились, что все это очень несложно, все это вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Поверьте мне, вашим детям очень понравится.
Отчёт о мини - собрании
28 января 2019 г в средней группе «Жұлдызша» было проведено согласно годовому плану мини-собрание на тему «Экспериментируем дома»
Цель собрания: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами; показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.
Перед собранием было проведено анкетирование: "Детское экспериментирование в семье" с целью узнать, проявляют ли дети интерес к
экспериментированию, создаются ли ребенку условия для проведения опытов дома.
Собрание началось с упражнения "Знакомство" с целью содействия сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Первым этапомсобрания была беседа -рассуждение,где рассказали родителям, что такое экспериментирование, что развивается в процессе экспериментирования, какие условия нужно придерживаться при проведении опытов, в каких направлениях ведется экспериментирование детей 4-5 лет, познакомили с правилами безопасности при проведении домашних опытов. Была показана презентация " Опыты для детей дома"
Вторым этапом собрания была практическая часть, показали опыты "Вулкан", "Лавовая лампа","Узоры на молоке", "Танцующая фольга", "Мы фокусники".
Родители также подготовили опыты: Забара Марина Викторовна показала опыт "Торнадо", Синицина Кристина Викторовна " Магическая радуга из горячей воды и конфет ", Фаст Анастасия Петровна "Цветы лотоса", Лебаева Александра Юрьевна" Утопи и съешь"
В конце мини-собрания предложили родителям "Рекомендации по организации экспериментальной деятельности в домашних условиях"
Решили: педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом. Проводить эксперименты дома, строить общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.