Аверьянова Виктория Владиславна Открытое ОУД экспериментирование на тему: "Металл и дерево"

Открытое ОУД экспериментирование на тему: «Металл и дерево»
Цель: уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла и дерева, закрепить умение сравнивать предметы по характерным признакам,
расширть и закреплять знания детей о предметах сделанных из разного материала,
развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
Ход ОУД:
Ритуал приветствия
Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте » ! друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет » и «Добрый день !»
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется !
Вос-ль:
Поудобней садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Звездочка пришла (показывает картинку Звездочки),

Говорит, мне чудо гостья,
Вот любуюсь свысока,
Нравится мне ваша Земля,
Но хочу вас пригласить
В путешествие на планету где живут два неразлучных друга.
-Ребята, а на каком транспорте мы с вами можем отправиться?
Дети: Мы полетим на ракете.
Звучит космическая музыка.
Игровой момент.

Гвоздик: «Здравствуйте, ребята,
Мы с карандашом большие друзья,
Но не можем никак решить, кто из нас прав? »
Карандаш: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
Гвоздь: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
Вос-ль: Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться, кто же из них прав.
Для этого мы с вами отправимся экспериментальную станцию где находится лаборатория. Скажите, что такое лаборатория?
Дети: Это помещение, где проводят разныеопыты и исследования.
Вос-ль: Какие вы знаете правила работы в лаборатории.
Дети:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило №5. Помни - некоторыеопытыможно проводить только в присутствии взрослых.
Правило № 6 Внимательно следить за результатом опыта.
Правило №7 Закончив наблюдение, сделать вывод.
Опыт №1
Вос-ль: Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.
Вос-ль: Какая поверхность у металлической пластины?
Дети: Гладкая.
Вос-ль? А какая у деревянного бруска?
Дети: Шероховатая, шершавая.
Вос-ль: Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину. Что вы чувствуете?
Дети: Пластина – холодная. Брусок – теплый.
Вос-ль: Какой вывод можно сделать?
Дети: Металл – холодный и гладкий, а дерево – теплое и шершавое.
Вос-ль: Ребята, если вам предложат построить дом из металла или дерева, какой вы материал выберете?
Дети: Дерево.
Вос-ль: Почему?
Дети: Дерево – материал теплый и в доме из дерева и зимой будет тепло).
Опыт №2
Вос-ль: Дети, возьмите магниты и проверьте, насколько хорошо магнит притягивает предметы – издерева, изметалла.
-Какой можно сделать вывод?
Дети: притягиваетсяметалл.
Опыт № 3
Вос-ль: Дети, как вы думаете, что твёрже -дерево или металл?

(Рассуждения детей)
-А давайте проверим. Попробуем поцарапатьметаллическую пластину гвоздем. Остались царапины?
Дети: Царапин на металлической пластине не осталось.
Вос-ль: А теперь на оборот? Поцарапаемдеревянный брусок. Что мы видим?
Дети: Остались царапины
Вос-ль: Почему так получилось?
(Рассуждения детей)
Вместе с воспитателем дети делаютвывод:металл твёрже дерева,дерево мягче металла.
Опыт № 4
Вос-ль: А сейчас, для того, чтобы узнать ещё одно качествометалла и дерева, я предлагаю вам игру«Угадай, что звучит».
Карандаш и Гвоздик за ширмочкой стучатметаллическими или деревянными ложками. Детисравнивают звучание.
Вос-ль: Что звучит звонче?(металлические ложки)
Какой звук уметаллических ложек?
Дети: Звонкий.
Вос-ль: Какой звук удеревянных ложек?
Дети: Глухой.
Билингвальный компонент: дерево-ағаш, вода-су, металл-темір
Музыкальная физминутка.
Проблемная ситуация.
Вос-ль: Гвоздик и Карандаш отправились на остров рыбу ловить.
Шли они, шли и вышли к речке .
Карандаш: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».
А Гвоздик приуныл. Как вы думаете почему?
- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
Опыт «Тонет-плывет» ( в ёмкость с водой опускаютсяметаллические и деревянные бруски)
Вос-ль: Какой можно сделать вывод?
Дети: Металл тяжёлый, поэтому он тонет. А дерево легкое, поэтому держится на воде.

Вос-ль: Как же тогда Гвоздику перебраться на другой берег?
(Его может перевести Карандаш, плот)
Дидактическая игра «Из чего сделано»

Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Карандаша и для Гвоздика.
Назовите, какие предметы делают из дерева?
Дети: Стол, стул, кровать, диван, дверь.
Вос-ль: А какие предметы делают из металла.
Дети: Ложка, вилка, кастрюля, плита.
Вос-ль: Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - гвоздь или карандаш?
Вывод: И из дерева, и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Гвоздь и Карандаш
прав!
Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались на ОУД?
-Если предметы сделаны из дерева то , они какие?
Дети: Предметы сделаны из деревадеревянные.
Вос-ль: Если предметы сделаны изметалла? Значит, они какие?
Дети: Предметы сделаные из металла металлические.
Вос-ль: Какие свойства имеет дерево?
Вос-ль: Почему мы должны беречь деревья?
(Рассуждения детей)
Вос-ль: Какие свойства имеет металл?
Карандаш: Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. Мы хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла.
Гвоздь: «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться»