Открытый ОУД по экспериментированию «Путешествие в космос. Загадки космоса», воспитатель Вершинина Л.М. » КГКП "Ясли сад №185"
Алматы қаласы Білім басқармасының
«№185 бөбекжай-балабақшасы»
коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорны
Меңгеруші:
+7(727) 383-86-88
Әдіскер:
+7(727) 392-77-92
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Открытый ОУД по экспериментированию «Путешествие в космос. Загадки космоса», воспитатель Вершинина Л.М.
26
ақпан
2020

Открытый ОУД по экспериментированию «Путешествие в космос. Загадки космоса», воспитатель Вершинина Л.М.

Открытый ОУД

по экспериментированию

«Путешествие в космос. Загадки космоса»

Сквозная тема: «В мире невероятного».

Подтема: «Техника и мы.»



Цель: Формирование представлений о понятии «Космос», закрепить название планет Солнечной системы. В процессе экспериментальной деятельности уточнять, конкретизировать и расширять знания детей о космосе.

Развивающие задачи:

- дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах,

- научить проводить эксперимент,

- пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия,

- формировать у детей, опытным путём элементарные, понятия о законах космоса,

- формировать умение делать выводы по результатам опытов.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, желание работать в подгруппе и быть полезным и ответственным за групповую работу. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи в подгруппе.

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Smart цель: Смогут выполнить опыты с желанием и делать выводы.

Словарная работа: космос, галактика, свечение, созвездия, кратеры, метеориты.

Материал: лупы, фонарики, карточки со звёздочками, грецкий орех, стеклянные (пластмассовые) стаканы с водой, конверты со вставкой по количеству детей, крупа манная, молоко, шарики, тесьма, три звезды- красная маленькая, желтая средняя, синяя большая; карточки и карандаши; кольцо спортивное, верёвка. Интерактивная  доска.

Полингвальный компонент: 

земля – жер – earth; 

луна – ай – moon;

звезда – жұлдыз - star; 

солнце – күн – sun.

Ход ОУД

                                  1 ЧАСТЬ

Дети входят в группу, встают возле столов. Приветствуют всех!

«Здравствуй солнце золотое!

  Здравствуй небо голубое!

                         Мы навстречу вам откроем и ладошки, и сердца!

Пусть тепло на свете будет, улыбаются пусть люди! 

Мир пусть будет без конца!!»

Воспитатель:

Делим группу на команды.

  1. Команда «Радуга» Девиз «Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!».

  2. Команда «Звезда» Девиз «Первым быть везде и всегда! Вот девиз команды Звезда!».

Мы с вами отправляемся в космическое путешествие, но с начало нужно сконструировать космические корабли. У нас две команды и ваши капитаны раздают вам детали, а задача каждой команды собрать правильно и быстро космическое судно.                          На экране Ракета Космический корабль. Слайд 2

Игра – задание: «Собери ракету».

Воспитатель: Отлично, справились.

- Ребята, кто из вас хочет прямо сейчас узнать, что же такое космос, далёкий и загадочный, и что в нём происходит?

Мы готовы и отправляемся в космическое путешествие!   


                                                ***   ***

На экране Ракета Космический корабль. Слайд 3

1.Приготовились к запуску Космического корабля!          Дети:  

                                                                      -Есть приготовились к запуску Кк. 

2.Задраить люки!                                     - Есть задраить люки!

3.Одеть скафандры!                                 - Есть надеть скафандры!

4.Пристегнуть ремни безопасности!     - Есть (повтор фразы)

5.Включить мотор!                                  - Есть (повтор фразы)

6.Начать обратный отчет времени!      - Есть повтор фразы 10.9.---1. Пуск!


           -- Ну вот, 5 минут полет нормальный!    /УРА!/       

- Космос называют и другим словом? Вселенная. Вселенная - это весь мир. Всё, что нас окружает со всех сторон.                    На экране Солнце. Слайд 4

Солнце – күн – sun. /сан/

Например, небо, а на небе Солнце. Солнце, это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Диаметр Солнца превышает миллион километров. Даже взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры. Температура его 6000 гр. Цельсия. Чтобы попытаться представить размеры Солнца проведём опыт.

На экране Солнце и Земля. Слайд 5

Земля – жер –  earth;/ось/

Опыт № 1 «Солнце и Земля». 

Цель: объяснить соотношение размеров Солнца и Земли

Оборудование: большой мяч и бусинка, иллюстрация Солнца.

Ход: если бы Солнце уменьшилось до размеров мяча, то наша Земля стала бы размером с эту бусину. Что больше?

Вывод: Солнце намного больше земли. 

  *  Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках. 


           -- Десять минут, полет нормальный!       /УРА!/.   

  Я вижу Землю, какая она красивая!        На экране Земля вид с космоса. Слайд 6

- Мы живём на планете Земля. Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает атмосфера. Она защищает планету от горячих лучей солнца и падающих с неба метеоритов и льда. Они сгорают в атмосфере. На экране Земля вид с космоса. Слайд 7.8. Земля это единственная известная нам обитаемая планета. На земле есть вода и воздух. Нашу планету называют голубой планетой.

Почему? Ответить на вопрос поможет опыт.

- Ребята я вижу голубое небо, красота, а почему оно голубое? Необходимо сделать опыт и нам станет все понятно.



Опыт № 2 «Голубое небо».На экране голубое небо. Слайд 9

Цель: установить, почему землю называют голубой планетой.

Оборудование: стакан, вода, молоко, ложка, пипетка, фонарик, иллюстрация Земли из космоса.

Ход: наполним стакан водой, добавим в стакан каплю молока и размешаем. Затемним комнату и установим фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Мы увидим, что луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

Вывод: луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

 В атмосфере находиться кислород, который также как частицы молока выделяет голубой цвет, когда на него падают лучи солнца. От этого с земли небо кажется голубым, а земля кажется голубой из космоса. Если в воздухе много пыли и влаги, то небо кажется серым.

  • Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках

   Нам теперь понятно почему небо голубое. 




2 ЧАСТЬ

На экране любой вид галактики. Слайд 10                                              

***   ***

   Ребята, во время полета, нас ожидают различные неожиданности, вы должны быть готовы ко всему. Приготовились…….  

7. Метеориты справа.                                                /наклон детей влево/.

8. Метеориты слева.                                                  /наклон детей вправо/.

9. Опасное излучение.                                               /закрыть голову/.

10. Кончилось горючее.                                      /набрать и задержать воздух/.

11. Метеоритный дождь.                                         /хлопать/.

           ВСЁ!!! Полет нормальный. Вышли из зоны опасности!

12. Достаем телескопы.                                             /руки на себя/.

13. Открываем.                                                           /руки в стороны/.

14. Протираем.                                                           / трём в воздухе/.

15. Настраиваем.                                                         /крутим одной рукой/. 

16. Смотрим в телескоп.                                     /ладони трубочкой и смотрим/. 

         -- Пятнадцать минут, полет нормальный!     /УРА!/                                         

Во вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Всё движется. Нам кажется, что звёзды неподвижны, но на самом деле звёзды так далеки, что мы не замечаем, как они несутся в космосе с огромной скоростью по своему пути. Во вселенной существует строгий порядок и не одна звезда или планета не сойдёт со своего пути или орбиты и не столкнуться одна с другой. 

Слово космос означает «порядок», «строй».

Какие небесные тела вы можете назвать кроме Земли, Солнца, звёзд? (Луна, планеты)

                                                                              На экране Луна и Земля. Слайд 11,12

Луна – спутник земли и она в четыре раза меньше земли. Луна вращается вокруг земли. Почему луна не улетает в космос и не падает на Землю из-за земного притяжения?                                                    Луна – ай – moon;

Давайте проверим ваши предположения опытным путем.

Опыт № 3 «Почему Луна не падает на Землю?»

Цель: объяснить детям, почему Луна не падает на землю.

Оборудование: кольцо спортивное, верёвка, или ластик с веревочкой по кол-ву детей, иллюстрация опыта.

Ход: один конец верёвки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо - это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка - это сила земного притяжения. Как только луна перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения её приземлит, притянет к земле.

Вывод: весь секрет в движении.

• Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках.

На экране Луна и кратеры Слайд 13

 Рассмотрим луну поближе! Внимание на экран.

 - Вы помните, почему нашу планету называют «голубой планетой»? (ответы детей) -Атмосфера защищает Землю от перегрева, охлаждения и ударов метеоритов. А вот у спутника Земли Луны атмосферы нет. Посмотрите, как много кратеров на ее поверхности.

Опыт№4 «Кратеры на Луне» 

Цель: показать, как на Луне образовались кратеры.

Оборудование: песок или манная крупа в большой коробке, грецкие орехи. 

Ход: дети бросают вертикально орехи в коробку с песком. Наблюдают на поверхности песка углубления, следы от упавших камней.

 Вывод: метеориты, сталкивающиеся с Луной, оставляют следы на ее поверхности. Метеорит тяжелый, а поверхность луны мягкая, покрыта толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры. 

•      Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках.


??? -А, как вы думаете, если бы у Луны была атмосфера, она спасла ее от ударов метеоритов? (ответы детей.)

3 ЧАСТЬ

 - Мы выходим в открытый космос!              

На экране Космос и космонавт. Слайд 14,15


Физкультминутка: «Космонавт»

Я хочу стать космонавтом (поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр (присесть и постепенно вставать)

Полечу я на ракете (соединить руки над головой)

И открою все планеты! (обвести руками большой круг)

Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)

Долетаю до Луны (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте)


- Летим дальше.                         

На экране солнечная система, 8 планет. Слайд 16,17

Давным-давно учёные заметили, что на небе есть объекты, которые передвигаются, блуждают. Они назвали эти объекты планетами. Планеты к нам ближе, чем другие звёзды. И они также, как и наша Земля вращаются вокруг него. Все планеты, а их 8, которые вращаются вокруг Солнца, образуют солнечную систему. 

Меркурий -1самая близкая к солнцу планета.    На экране слайд 18

Венера-2 кажется серебристым блестящим шаром. Её хорошо видно утром. Поэтому её называют утренней звездой. Из всех видимых с земли планет она самая яркая.

                                                                                       На экране слайд 19

Если на ночном небе ты увидишь красноватую точку, которая как бы подмигивает тебе, то знай, - это планета Марс-3. Ближайший сосед Земли и является ее двойником. На Марсе мало кислорода и самые высокие горы. На экране слайд 20

Земля -4 это наша планета, на которой мы с вами живем.  На экране слайд 21

Юпитер -5 самая большая планета солнечной системы. Сам напоминает солнечную систему в миниатюре, у него 16 спутников – Лун.       На экране слайд 22

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун состоят из сгустившихся газов.

У Сатурна -6 много спутников и много лун. Их так много что они похожи на кольца из камней и космической пыли - таинственные кольца. На экране слайд 23

Уран - 7 - уникальная планета Солнечной системы. Ее особенность в том, что она вращается вокруг Солнца не как все, а “лежа на боку”. Уран тоже имеет кольца, хотя их труднее увидеть. Он имеет зелёный цвет и 15 спутников, очень холодный.

                                                                                                На экране слайд 24

Нептун -8 последняя планета солнечной системы. Эту планету назвали в честь римского бога морей.                    На экране слайд 25

Плутон - исключён из ряда планет. Она меньше луны.

На экране слайд 26

Посмотрите на картину солнечной системы.   

Почему же все планеты солнечной системы движутся строго по своей орбите. Что их там удерживает? 

(Предположения детей).

Вывод: весь секрет в движении. 

• Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках.


                                                             4 ЧАСТЬ

                                                                             На экране карта звездного неба. 

На экране слайд 25. 26. 27. 28.

                                  ***      ***    

17. Я вижу одну звезду!                            /палец вверх «О» -/.

18. Я вижу много звезд!                           /палец вверх и тычем, и много «О»-/.

19. Я вижу планету!                                   /ладони в стороны ЧПОК- /.

20. Я вижу много планет!                         /Чпок, чпок, чпок-/.

21. Летит летающая тарелка!                 /плавающие руки – няу, няу, няу/.

22. Из неё выпал инопланетянин!           / БЯК!/.

23. Пошел метеоритный дождь.              /хлопки в ладоши/.

                  -- Двадцать минут, полет нормальный!     /УРА!/   


-Что такое звезды? Кто может ответить?

 Капитаны команд читают

Стихотворение

1 Что такое звезды?

Если спросят вас

Отвечайте смело:

- Раскаленный газ-/ все/

2 И еще добавьте,

Что притом всегда,

Ядерный реактор – /все/

Каждая звезда! 

Звёзды не светят как солнце. Но светятся. И видим мы их потому, что на них попадают солнечные лучи.

Солнце светит постоянно, но днём мы звезды не видим. Почему?

На экране звёзды слайд 29


                                                                          Звезда – жұлдыз - star ;

Опыт № 5 «Дневные звёзды».              Цель: показать, что звёзды светятся всегда.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, иллюстрация звёздного неба.

Ход: в освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.


Вывод: днём звёзды светятся тоже, но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только на тёмном небе. Ночью.

  •  Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках. 


                                                               На экране разное свечение звезд. Слайд 30


Опыт № 6 «Яркость, свечение звёзд»

Цель: показать, что звезды разного цвета и температуры.                                 Оборудование: Три звезды – большая – синяя, самая яркая и горячая, температура 4000000 градусов Цельсия; средняя- желтая она теплая и менее яркая – это наше Солнце, 6000 градусов; маленькая – красная, самая тусклая и холодная температура ее 2500 градусов Цельсия.

Ход: карточки с созвездиями разных цветов. Задание - с помощью лупы рассмотреть звезды и сосчитать сколько у кого на карточке самых ярких? Какого они цвета? Сколько самых тусклых и т. д. 

Найди на карточке метеорит и назови его расположение. (сверху справа, снизу слева, по центру, сверху по центру и т.д.)

Вывод: Звезды имеют разное свечение - синяя яркая; желтая средняя; красная холодная. И расположены по всей галактике.

•    Что бы запомнить зарисуйте этот закон на своих карточках.


На экране Ракета Космический корабль. Слайд 31


Воспитатель:

-- Ребята нам пора вернуться на Землю. 

-- С поставленной задачей исследования мы справились.

-- Наше путешествие закончено. 

-- Я благодарю экипаж. 

-- До новых путешествий!

Итог ОУД

На экране слайд 32

Итог ОУД:

Вот мы и вернулись домой.

– Где мы с вами сегодня побывали?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Какое задание показалось трудным?

- Ребята, давайте посмотрим на ваши карточки и вспомним, какие же загадки космоса мы сегодня попытались разгадать?

- Какой закон вас удивил?

- Какой закон оказался для вас самым интересным?

- Что нового о космосе вам помогли узнать наши эксперименты?

-- Сколько загадок космоса мы попытались сегодня с вами разгадать! 

-- А как много ещё космических загадок и законов осталось не разгаданными!